Витраж по простейшей технологии

Слово «витраж» означает окна, в ряде случаев огромного размера, застекленные кусочками разноцветного стекла, соединенными свинцовыми жилками. Как правило, из цветных стекол составляют орнамент или настоящие сюжетные картины. Традиционная технология изготовления витража сложна и под силу лишь художникам.

Для украшения стеклянных дверей и прозрачных перегородок внутри помещений можно применить простейшую технологию витража, доступную домашнему мастеру.

Характерной особенностью данного вида витража является отсутствие контуров, которые при традиционной технологии разделяют соседние цветовые участки, возможность подбора практически любого цвета и даже, при желании, плавного изменения цветовых оттенков.

Краски для окрашивания стекла готовят на основе поливинила-цетатной дисперсии ПВА (продается в магазинах «Канцелярские товары» или «Хозтовары») и анилиновых красителей (приобретаем в магазинах «Хозтовары» или «Лаки, краски» - предназначены для крашения тканей). Готовят краски следующим образом. Берут анилиновые красители и в отдельных прозрачных бесцветных емкостях (стаканах, баночках) разводят теплой водой. Краситель необходимо вводить небольшими порциями до получения желаемого тона. Если палитра ваших красителей ограничена, ее можно расширить путем использования цветных чернил «Радуга» или цветной туши (нужно иметь в виду, что для получения достаточно широкой цветовой палитры потребуются прежде всего желтый, красный и синий цвета, а также дополнительные - зеленый, оранжевый и фиолетовый). Все остальные необходимые цвета получают последовательным наложением слоев красок перечисленных выше цветов или смешиванием растворов красок друг с другом.

В емкости с разведенными красителями вводят небольшими порциями дисперсию ПВА до соотношения к воде 1:3 - 1:5 и тщательно перемешивают.

Перед росписью по стеклу выполняют эскиз витража на белой бумаге в цвете. При выборе рисунка можно воспользоваться элементами национального орнамента, который широко представлен в литературе, журналах, на открытках. Затем увеличивают его до размеров будущего витража на бумаге в виде контурного рисунка, который подкладывают под стекло, на котором будет выполняться витраж. Чтобы витраж был чистым, без пятен, стекло необходимо промыть ацетоном или крепким раствором соды.

Теперь можно приступить к нанесению контурного рисунка на стекло. С этой целью берут приготовленную краску нужного цвета и тонкой кистью обводят контур рисунка данного тона в соответствии с рисунком на бумаге, подложенным под стекло. Линию нужно вести таким образом, чтобы рукой не касаться стекла, иначе на поверхности могут появиться жировые пятна.

Участки другого цвета также обводят контурами соответствующего тона таким образом, чтобы были замкнутые участки с бережками-утолщениями. После высыхания дисперсии (примерно через 30-40 минут) операцию повторяют, чтобы увеличить высоту бережков. Если краска очень жидкая, то, возможно, контуры следует прочертить и в третий раз.

После высыхания контурного рисунка можно приступить к раскрашиванию витража. Для равномерной росписи витража стекло должно быть в горизонтальном положении. Роспись лучше производить с подсветкой стекла. Для этого стекло кладут на две табуретки и под него ставят настольную лампу. Если работа ведется в солнечный день и в хорошо освещенной комнате, достаточно положить под стекло зеркало или лист белой бумаги под углом 45°.

Наносят краски методом налива с аккуратным распределением краски мягкой кистью в пределах, ограниченных контурами-бережками. Соседние участки одновременно не заливаются - необходимо дать технологический перерыв на сушку 1-2 часа.

После высыхания на поверхности стекла образуется тонкая прозрачная пленка заданного цвета, хорошо пропускающая свет. Однако необходимо помнить, что краски на основе дисперсии ПВА невлагостойкие, поэтому загрязнившийся витраж нельзя мыть мокрой тряпкой. Витраж можно прикрыть со стороны рисунка вторым стеклом, что надежно защитит его от случайных повреждений, пыли и грязи.

Можно сделать витраж с «объемным» изображением. Для него потребуются два стекла: на одном (заднем) рисуют фон, на втором - основной рисунок. Оба стекла помещают в раму с воздушным зазором 80- 150 мм . Размещать такой витраж лучше в оконном проеме.


По материалам "Стекольные работы" (Сост. Сафроненко В.М.)




Fast: [10] [20] [30]